История

Исторический очерк

 

Марксштадт – бывшая столица …..

Город Маркс и река Волга – понятия неразделимые. Неустанно текут воды великой  русской  реки  нашего города,  и вместе  с ней  в постоянном движении  жизнь Маркса. Город строится, расширяется, благоустраивается, развивает промышленное производство, культуру и искусство, унаследованные от прошлых поколений.


История г. Маркса (бывший Екатериненштадт, Баронск), тесно связана с историей  иностранной  колонизации Саратовского Заволжья, когда согласно Указу Екатерины II иностранные  колонисты стали  селиться  на берегах  Волги.  В 1763 году по велению  императрицы  Григорий Орлов  провел объезд волжских земель, чтобы выбрать лучшие для поселений. Переселенцы во главе с бароном Борегардом де  Кано в 1765 году основали город Екатериненштадт, который и стал центром  всех немецких колоний.   Мудрая правительница хотела одним росчерком пера решить две задачи: вывезти своих земляков из мятежного Гессена и освоить неухоженные земли Саратовского края. Первые переселенцы, прибывшие в Екатериненштадт, представляли из себя «сброд». Это были люди, не имевшие навыков работы в земледелии, не приспособленные к жизни в суровых климатических условиях Заволжья. Императрица вынуждена была  издать дополнительный Указ, в котором говорилось, что принимать на поселение следует  только «людей», имеющих справку о наличии  определенной склонности к ремеслу. В последующих прибывающих партиях поселенцев уже были  мастеровые люди: крестьяне и ремесленники – каменщики, плотники, кузнецы, маляры, кожных дел мастера и другие специалисты. Каждая семья  получила 30 десятин  земли, в том числе 15 десятин пахотной, 5- леса, 5- выгонов и 5 десятин  под строения и гумно. Семья получала так же лошадь, а некоторые и две, корову, муку на пропитание, зерно на семена, плуг, телегу, веревку, лопату и другой инвентарь. Кроме того, выдавались «подъемные» деньги.

 

Первые годы жизни переселенцев были полные горя и страданий. Суровый климат, неурожаи, эпидемии. Не давали спокойно жить  и кочевники. Екатериненштадт пришлось обносить  валом, строить вышки для наблюдения. По мере появления кочевников все жители покидали свои дома и уходили  в лес, на Волгу. Кочевники забирали скот, имущество, угоняли в плен мужчин и подростков, чтобы потом продавать их в Китае и Турции. Староста Екатериненшадта Петер Липперт однажды обращался к императрице с просьбой отложить взимание долгов  в связи с тем, что основная масса мужчин угнана в Китай. За каждого угнанного мужчину с колонии  требовали 150 рублей. И Екатерина II выделила нужную сумму для выкупа несчастных.

Со временем жизнь поселенцев стала налаживаться. Крестьяне обстроились - обрабатывали землю, научились выращивать хлеб, табак, картофель, фрукты,  освоили ряд ремесел, открыли хлебную биржу и начали торговлю с соседними колониями. Занимались животноводством. В Екатериненштадте появились две, а затем и три  мельницы, фабрика по выделке кож и пошиву женских сумок и перчаток, изготовлению гребешков, веревок и канатов для речных судов. В городе было много зерновых и мукомольных  амбаров, принадлежащих как частным колонистам, так и общине. Из колоний зерно свозили в амбары, в которых оно хранилось и шло на продажу. Большею частью это была пшеница высоких хлебопекарных качеств, которую баржами отправляли в разные города России. Кроме того, заметное место в торговле занимал американский сигарный табак. Екатериненштадтский округ являлся центром выращивания табака на Волге, считался на втором месте по его производству в России. Выращивание табака стало реальным  шагом к экономическому росту колонии. В 1790-е годы открылась  табачная фабрика, продукция которой поступала на российские и зарубежные рынки.

К концу 19 - го века было основано уже около ста колоний. Строились фабрики, заводы, а вместе с ними рос и город. Постепенно  Екатериненштадт стал экономическим, политическим и культурным центром. Доходы населения Екатериненштадта позволили построить из красного кирпича лютеранскую, католическую и православную церкви, а так же открыть в 1832 году первое русское реальное училище, выпускники которого становились  старостами, писарями, учителями, священниками и даже надзирателями. Вот что говорится о главном городе поволжских немцев во втором томе Настольного энциклопедического словаря: «Екатериненштадт составляет торговый центр немецких поселений. Жителей (1887г.) 6077 человек; 4 церкви (2 лютеранских, 1 католическая и 1 православная), 3 школы, детский приют, больница. Торговопромышленных заведений 133, из них 80 лавок, заводы пивоваренный, мыловаренный, кирпичный, крупная мельница, 15 шерстеваляльных заведений. Обширное хлебопашество, разведение табаку и скотоводство».

Осенью 1848 года жители  Екатериненштадта и присоединившиеся к ним все жители немецких колоний решили поставить  памятник Екатерине II. Собрано было более 14 200 рублей серебром. Староста Екатериненштадта Петер Липперт сделал взнос в сумме 1 тысячу рублей. Бронзовый монумент был изготовлен в Санкт-Петербурге профессором бароном Клодтом и установлен в Екатериненштадте 4 октября 1851 года. Скульптура стояла на высоком мраморном пьедестале. Памятник Екатерине Великой в городе, переименованном после Октябрьской революции в честь Карла Маркса, снесли в начале 30-х годов, а в годы войны отправили на переплавку.

В 1880 году в российском Екатериненштадте  братьями  Шеффер были основаны кустарные мастерские. Здесь начали выпускать просорушки, плуги, бороны, веялки и другие сельскохозяйственные орудия  для всех немецких колоний. В дальнейшем кустарные мастерские переросли в  крупное промышленное предприятие, из ворот которого вышел первый российский трактор.

Прошли годы. По известным всем историческим фактам, перестала существовать республика немцев Поволжья. Да и представителей немецкой национальности осталось в районе немного. Но вместе с тем особый отпечаток, невидимый налет особенностей культуры и традиций первых поселенцев живет здесь и по сегодняшний день.

Нет, конечно, Маркс не столица и лишен свойственного мегаполисам лоска и шика. Но впечатления захолустного маленького городка он не производит. Пройдитесь по улицам Маркса, и вы почувствуете, что жители любят свой город, гордятся им, ухаживают за всеми памятными местами.
Своеобразие архитектуры города заключается, в основном, в небольших кирпичных  строениях,   улицах, расположенных  по-немецки аккуратно. Вдоль каждой из них идут ровные ряды берез, каштанов, фруктовых деревьев. В палисадниках и рядом с  домами - небольшие клумбы. Все это  делает наш город по-домашнему уютным и красивым.

Старинные улочки Маркса - излюбленная тема местных художников. Их картины нередко выставляются в краеведческом музее  г. Маркса.

Музей краеведения - особая гордость жителей города.  Согласно имеющимся документам  начало его работы - 1919 год. Во время выселения немцев музей был закрыт, экспонаты исчезли. В 1991 году  музейные залы стали принимать посетителей. Предметы быта, домашняя утварь, орудия труда, часть из которых изготовлена в нашем городе, вызывают живой интерес у посетителей. История Маркса, развитие промыслов, первый советский трактор, боевые и трудовые подвиги жителей города и района в годы Великой Отечественной войны представлены  в музейных экспозициях.

Среди известных людей  нашего города имя Героя Советского Союза Венцеля Вольдемара Карловича, колхозника Бунина Федора Захаровича, который в годы войны приобрел самолет, Героя социалистического труда  Ивана Петровича Кузнецова.

В Марксовском  муниципальном районе в настоящее время проживает 66, 8 тыс. человек, из них в городе 32, 9 тыс. человек. В основном,  большинство населения  занято в сельском хозяйстве и на перерабатывающем производстве.  «Баронские колбасы», молочная продукция «Атикс-Маркс», «Маслодела»  известны  за пределами нашего района. Промышленное производство представлено старейшим предприятием города «Волгодизельаппарат».

В Марксовском районе дружно проживают народы 58 национальностей. Большинство из них: русские, украинцы, белорусы, немцы, татары, чуваши, казахи. Все они имеют равные возможности для  возрождения, развития и сохранения национальных  традиций, обычаев.

Основными религиями, представленными на территории Марксовского района, являются  православие, католицизм, ислам - далеко неполный перечень  действующих религиозных организаций. В городе  построена мечеть, католическая кирха, действует  лютеранско-евангелическая церковь.

В 2001 году был построен  храм апостола Андрея Первозванного. При храме действует детская воскресная школа. Ребята изучают закон Божий, церковную историю, занимаются рисованием и рукоделием.

Маркс - город студентов. Старейшее медицинское училище, сельскохозяйственный техникум, профессиональные училища № 18 и № 46, филиал Саратовского государственного социально-экономического университета,  Марксовское представительство аграрного университета им. Вавилова готовят специалистов для всей Саратовской области.

А кто хотя бы раз побывал  на базах отдыха на берегу Волги, никогда не забудут красоту здешних мест, песчаные пляжи, дубовые рощи, сосновый бор.

Жители города и района  любят свой край, украшают его, благоустраивают, чтобы всем, кто хотя бы раз приедет сюда, запомнились  его  красота и гостеприимство его жителей.

Тебя, мой город, нежно обнимает
Своим крылом великая река,
И журавлиный клин, что в небе тает,
Прощальный взгляд бросает свысока

Весною, утопая в белых платьях,
Черемухой встречаешь молодой,
Распахиваешь пышные объятья
Каштановых свечей передо мной.

Я по тебе в чужих краях тоскую,
И сердце рвется преданно домой,
Сюда, на нашу улочку родную,
Где ждет меня мой город, Маркс родной

Анна Павлова

 

 

 


Календарь

«    Январь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Счетчик посещений