Закон о ее создании опубликовала «Российская газета» 13 июля. Система должна заработать с 1 января 2024 года на базе ныне действующих в социальной сфере информационных систем и ресурсов. В нее загрузят все данные о получателях мер социальной поддержки, в том числе пенсионерах, инвалидах, чернобыльцах и других льготниках. Информацию можно будет увидеть на портале госуслуг.
По словам премьер-министра Михаила Мишустина, новая платформа сможет определять семьи, оказавшиеся в сложной финансовой ситуации, которым нужна помощь государства. «Изменения в законодательстве позволят не только сократить сроки предоставления мер социальной поддержки, но и персонально информировать людей обо всех пособиях, выплатах и других возможностях для граждан с низкими доходами», – уточнял ранее глава правительства.
Новая информационная система будет создана на базе нескольких ресурсов, среди которых и существующая сейчас ЕГИССО (Единая государственная информационная система соцобеспечения). В новой системе будут храниться данные всех получателей социальной помощи. Это касается не только выплат, но и льгот и услуг. Здесь же будет содержаться информация о реабилитации инвалидов, в том числе и несовершеннолетних. Сведения о людях, которые получили травмы на производстве или заработали профессиональные болезни.
С помощью этой платформы удастся автоматизировать и, соответственно, ускорить процесс предоставления гражданам необходимой поддержки. Все профильные службы и организации будут обязаны регистрировать свои действия в отношении граждан на этой платформе.
В результате к 2025 году 80% россиян смогут получать федеральную помощь проактивно либо на основании только одного заявления. Никакие справки и бумажные документы предъявлять не придется, чиновники сами все найдут, запросят и обработают.
Напомним, что к этому же времени должна завершиться работа над созданием «Социального казначейства». Во-первых, это значит, что большинство соцуслуг должны оказываться беззаявительно, по факту того, что событие в жизни состоялось. Например, человек вышел на пенсию. Во-вторых, назначение того или иного вида пособия на основании одного лишь заявления. «Показательный пример: единое пособие семьям с детьми. Мамам с детьми ходить по инстанциям неудобно. Поэтому мы требуем от них только заявление и, учитывая, что эта выплата зависит от доходов человека, наличия имущества и его регистрации, сами запрашиваем нужные данные в налоговой службе, Росреестре и МВД», – пояснил глава Соцфонда Сергей Чирков.
Третий аспект социального казначейства — это проактивное информирование о том, что людям положено из мер социальной поддержки. «Мы уже реализовали проект по информированию мужчин от 45 и женщин от 40 лет о пенсионных правах, которые они приобрели. Какой стаж? Какие коэффициенты? Какой предполагаемый размер пенсии? Больше 40 миллионов писем мы отправили, и на их основании люди теперь понимают, на что могут рассчитывать, и надо ли им свое «пенсионное поведение» корректировать», – разъяснил Чирков.
«Современные цифровые сервисы и создание единых баз данных позволяют говорить о том, что электронный документооборот становится повседневной практикой как для населения, так и для государственных органов, осуществляющих взаимодействие с населением. Создание Единой государственной информационной системы соцобеспечения — давно назревшая необходимость. ЕГИССО позволит повысить комфорт предоставляемых услуг населению и будет удобна для граждан. Безусловно, потребуется некоторое время, чтобы запустить, отладить систему, обеспечить скорость передачи информации, создать регламент ее администрирования. Важно, что появление такой системы повысит результативность предоставления социально значимых и государственных услуг населению», – поясняет заместитель директора Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС Ирина Иванова.
--
Пресс-служба Поволжского института управления РАНХиГС