Российское правительство переходит к среднесрочному и долгосрочному планированию при формировании налоговой политики и администрировании налоговой системы. Такой переход стал возможен благодаря успешной адаптации экономики к внешнему воздействию, он ознаменует собой завершение периода антикризисного налогового регулирования.
Минфин РФ готов рассмотреть продление действия инвестиционного налогового вычета, а также режима региональных инвестпроектов (РИП), в целом этот режим показал свою эффективность (Источник: ТАСС).
Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, заведующий кафедрой финансов, кредита и налогообложения Александра Рындина отмечает: «В современных условиях на первый план выходит необходимость реализации мер, стимулирующих процесс производства, а также уровень и структуру потребительского спроса. Особое значение, в этой связи, приобретает использование налоговых инструментов, к числу наиболее эффективных из которых относятся преференциальные режимы и налоговые льготы. Геополитические вызовы, с которыми столкнулась наша страна в последние годы обусловили ряд проблем, оказывающих негативное воздействие на инвестиционную привлекательность и инвестиционный климат в стране. В контексте ситуации особое внимание необходимо уделять налоговым инструментам, как важной составляющей экономической политики государства.
Говоря о возможности привлечения инвесторов на территорию региона на первый план выходит формирование органами власти таких условий, которые бы позволили осуществить взаимовыгодную деятельность. Инвестор зачастую обращает внимание не только на имеющийся экономический потенциал территории, но и на действующее инвестиционное законодательство.
Уникальность инвестиционного налогового вычета состоит в том, что впервые в практике налогообложения прибыли законодатель разрешил уменьшать на суммы произведенных налогоплательщиком расходов не налоговую базу, а непосредственно сумму налога, подлежащего уплате.
В России для плательщиков налога на прибыль с 1 января 2018 года предусмотрена возможность применения инвестиционного налогового вычета. Но лишь немногие субъекты федерации сразу приступили к разработке регионального законодательства по данному направлению. Однако, на 1 октября 2020 года правом введения данной льготы воспользовались более 60 регионов. В 2023 году инвестиционный налоговый вычет установлен в 73 субъектах Федерации. Основная сложность широкого внедрения данного инструмента заключалась в том, что практически в половине субъектов федерации (50 субъектов на 1.04.2020 г.), в которых был принят закон о введении инвестиционного налогового вычета, не было налогоплательщиков, соответствующих требованиям.
В 2023 году на частичную компенсацию выпадающих доходов региональных бюджетов от применения инвестиционного налогового вычета из федерального бюджета направлено более 2,6 млрд рублей. Выделенные распоряжением Правительства средства распределены между 32 российскими регионами, где внедрена система поддержки новых инвестиционных проектов «Региональный инвестиционный стандарт» и предприниматели пользуются таким налоговым вычетом. Это республики Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия, Тыва, Удмуртская Республика, Краснодарский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Тульская, Челябинская области.
6 июля 2023 года Правительство подержало законопроект о совершенствовании с 2024 года механизма предоставления инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, предполагающий установление единых критериев применения этой льготы на региональном уровне и привязку к реализации проектов, в том числе направленных на достижение страной технологического суверенитета.
Документ определяет новое отдельное основание для предоставления инвестиционного налогового вычета компаниям, реализующим инвестиционные проекты. «Регион дает возможность бизнесу воспользоваться вычетом, если инвестпроект входит в реестр проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. Или если проект соответствует критериям, которые будут установлены Правительством», — отметил представивший законопроект первый заместитель главы Минэкономразвития России Илья Торосов. Обязательным условием станет заключение инвестиционного соглашения между инвестором и региональными властями. В состав проектного вычета можно будет гарантированно включить до 25% капитальных затрат, а ставка налога на прибыль в региональный бюджет составит не более 10 %. Срок применения вычета – 5 лет.
Несмотря на сложности при внедрении данной налоговой льготы, следует отметить, что именно такой формат позволяет более эффективно развивать собственную экономическую базу субъекта федерации, снижать зависимость регионального бюджета от дотаций из федерального цента. К числу положительных эффектов от внедрения инструмента инвестиционного налогового вычета может быть повышение уровня социально-экономического развития региона, обеспечение его экономического роста и уровня жизни на территории как субъекта федерации, так и страны в целом».
Источник фото: ru.freepik.com
--
Пресс-служба Поволжского института управления РАНХиГС