» » Ужесточение ответственности за нарушения при обороте алкогольной продукции

Ужесточение ответственности за нарушения при обороте алкогольной продукции

Федеральным законом N 365-ФЗ от 21 декабря 2013 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", вступившим в силу с 03.01.2014, значительно увеличены размеры административных штрафов за совершаемые правонарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Для предприятий общественного питания, реализующих своим клиентам алкогольную продукцию, такие финансовые потери могут стать критическими. Рассмотрим, какие суммы придется теперь заплатить за то или иное «алкогольное» правонарушение.

Увеличены штрафы за нарушение правил продажи алкогольной продукции. Согласно новой редакции ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 10 000 до 15 000 руб.;
- на юридических лиц - в размере от 200 000 до 300 000 руб.
Кроме штрафа, названным лицам грозит конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно примечанию к ст. 2.4. КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.
При этом предприниматели имеют право осуществлять розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). То есть они будут нести ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, если будут продавать названные напитки без сопроводительных документов.
Перечень документов, сопровождающих оборот алкогольной продукции, установлен п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);
5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Также он дополнен сертификатом соответствия или декларацией о соответствии (п. 2 ст. 16 данного закона). Росалкогольрегулирование в п. 7 Письма от 30.04.2013 N 8977/03-04 уточняет, что названный перечень документов касается в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Увеличены размеры штрафов и за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ:
для должностных лиц - от 5 000 до 10 000 руб.,
для юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
Кроме штрафа, названным лицам грозит конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
«Иными» правилами можно назвать требования к розничной продаже алкогольной продукции, установленные ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", п. 5 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом". Например, в Постановлении ФАС МО от 24.05.2013 N А40-133964/12-21-1292 предприятие было привлечено к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ за то, что оно не предоставило потребителям информацию в наглядной и доступной форме о наличии лицензии на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции.
Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (новая редакция ст. 14.17 КоАП РФ). Ранее ст. 14.17 КоАП РФ предусматривалась ответственность только за незаконное производство, поставку или закупку этилового спирта.
Теперь согласно ч. 1 данной статьи производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", влечет для юридических лиц наложение штрафа в размере от 100 000 до 150 000 руб. (с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой).
Грубое нарушение лицензионных требований в силу ч. 2 ст. 14.17 КоАП РФ влечет:
- наложение штрафа на юридических лиц - в размере от 150 000 до 200 000 руб. (с конфискацией перечисленного выше либо без таковой);
- или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (с конфискацией перечисленного выше либо без таковой).
При этом под грубым нарушением лицензионных требований понимается в том числе реализация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции.
Заведения питания, нередко совершают такие нарушения, но, узнав о размерах штрафов, вряд ли решатся на них вновь.
В силу ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 300 000 руб. (с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой).
Порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Штраф за нарушение установленного порядка согласно изменению, внесенному в ст. 14.19 КоАП РФ, также значительно увеличен:
для должностных лиц он составляет от 10 000 до 15 000 руб.,
для юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (п. 8 ст. 3 Федерального закона N 365-ФЗ от 21 декабря 2013 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Для розничных продавцов алкогольной продукции данная норма пока не актуальна. Журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его заполнения еще не утверждены, но проект уже существует, поэтому, учитывая размеры штрафных санкций, главное - не пропустить их введение.
Алкогольная продукция без маркировки. Раньше за данное правонарушение розничные продавцы алкогольной продукции привлекались в соответствии с ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ. Теперь об алкогольной продукции говорится в отдельной новой ч. 4 этой статьи (п. 9 ст. 3 Федерального закона N 365-ФЗ от 21 декабря 2013 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Так, согласно новой норме оборот алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ (если они обязательны), влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 10 000 до 15 000 руб.;
- на юридических лиц - от 200 000 до 310 000 руб.
Кроме штрафа предусмотрена еще и конфискация алкогольной продукции.
Обязательной маркировке подлежит алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, в порядке, установленном ст. 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции":
- производимая на территории РФ, за исключением поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками;
- ввозимая (импортируемая) в РФ маркируется акцизными марками, за исключением случаев, предусмотренных п. 5.1 настоящей статьи.
"Алкогольная" декларация. Согласно новой редакции ст. 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влечет наложение штрафа
на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.,
на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2013 N 1024 изменены сроки представления декларации: с 01.01.2014 она должна подаваться ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Кроме того, неповиновение законному распоряжению или требованию тех, кто проводит соответствующий госконтроль в области производства и оборота алкогольной продукции, чревато штрафом для должностных лиц компании в размере от 5000 до 8000 руб. (ч. 6 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Также наказывается и невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного контроля. В данном случае штрафные санкции, налагаемые на должностных лиц, составят от 6000 до 12 000 руб., а на юридических – от 20 000 до 40 000 руб. (ч. 22 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).


Поделиться новостью

Календарь

«    Ноябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Счетчик посещений