Традиционная рубрика «Национальный костюм» в рамках подготовки к проведению гала-концерта открытого районного фестиваля национального костюма и таланта "Россия-это мы!". Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Поговорим о Белорусском национальном костюме. Поскольку люди в те далёкие времена были гораздо ближе к природе, нежели сейчас, то и для одежды они использовали натуральные природные материалы. Ткани создавались из шерсти, крапивы и, конечно же, изо льна, благодаря которому получали буквально все: от грубых серых мешков до тончайших белоснежных сорочек.
Привозили в Белоруссию для вельмож и заморские ткани с Востока и Запада: узорчатые, набивные, шелковые. Крестьяне же обходились тканями собственного производства, благо в те времена умели ткать самые разные полотна со сложнейшими плетениями. Они сами умели окрашивать ткани с помощью коры и почек деревьев, полевых цветов, корней растений, трав, ягод, и в каждом регионе были свои способы окраски. Уже тогда умели получать синий, фиолетовый, малиновый, ярко-жёлтый и всевозможные их оттенки. Из привозных красок использовались выжимки из сандала, индиго, бразильского дерева.
Женский костюм был разнообразным. В нём наблюдалась выраженная национальная специфика. Выделялось четыре женских комплекта: юбка и фартук; юбка, фартук и гарсет (безрукавка); юбка и лиф-корсет; понева, фартук и гарсет. Первые два варианта были распространены по всей территории страны, последние два- на восточных и северо-восточных краях. В белорусском костюме использовались три типа рубах с прямыми вставками, с кокеткой. Воротник присутствовал только в праздничной одежде крестьян, его высота была около 2-3 см. Среди мелкой шляхты был распространён отложной воротник. Стоячий воротник застегивался на пару пуговиц сбоку или спереди, отложной- на запонку (шпонку) или стягивался лентой или полоской цветной ткани.
На рубаху надевалась юбка. Юбки могли быть разными: летом- изо льна («летнию»), осенью и зимой- из сукна («андарак»), а также особые для взрослых женщин- понева. Цвет юбки, поневы или андарака мог быть любым. В основном красили в красный или сине-зелёный. Также юбку могли шить из ткани в клетку или полоску.
Необходимым компонентом женского костюма был фартук. С подросткового возраста девочки в обязательном порядке должны были его носить, поскольку фартук являлся дополнительным оберегом женского лона. Фартук выполнял не только защитную функцию в повседневной жизни женщин. Он был обязателен и в праздничном костюме. Это такая часть одежды, которую девочки впервые делали сами. По тому, как был соткан или вышит фартук, можно было судить о художественных способностях и мастерстве девочки- будущей невесты, жены, хозяйки. Как только девочка надевала собственноручно изготовленный фартук, она уже считалась девушкой. Её могли приглашать в компании более взрослой молодёжи.
У белорусок, как и других славянок, головные уборы не закрывали макушку головы. Такими были венки и головные повязки (ширинки, ручники, скиндочки). Ширина повязок была около 30 см., длина- 1-1,2 м. Они всегда складывались пополам и завязывались узлом на затылке. Только в конце XIX- начале XX века головные повязки стали быстро вытесняться платками. Венки считались девичьим головным убором, обычно делались из бересты или луба, обтягивались тканью или кожей. Обязательным элементом сложного женского головного убора конца XIX- начала XX века был чепец. Наиболее распространены были чепцы красного цвета. Женщины надевали чепец сразу после свадьбы и не снимали его до самой смерти.
Пояс белорусов являлся значимым и исключительно многофункциональным предметом. Поясу придавалось большое значение. Он выполнял сразу несколько функций: практическую (поддерживал и фиксировал на талии одежду; символическую, а также тесно связанные с ней магическую и апотропейную (пояс представлял собой круг, а замкнутый круг, согласно народным поверьям, преграждал путь нечистой силе, защищал от дурного глаза и болезней). Пояса различались в зависимости от пола, возраста, места жительства и т.д. В разных регионах пояс также завязывался по-разному. Все пояса в основном были самодельными- ткаными или плетеными. Пояс, который имел вид полосы, ленты, символизировал дорогу, в первую очередь- жизненный путь. Соответственно пояс приобретал и значение границы, которая разделяет своё и чужое, доброе и злое, чистое и нечистое. А развязанный пояс обозначал разрыв границы или переход через неё. Отличительной особенностью белорусов в национальном костюме было наличие вышивок и орнаментов. К примеру, в виде солнечного знака, знака земли, символа человека.
#фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд #культура