Законодательство Российской Федерации регламентирует осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципальных образований. Муниципальный земельный контроль на территории Марксовского муниципального района осуществляется на основании ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Сотрудники управления земельно-имущественных отношений Марксовского муниципального района уполномочены:
-осуществлять мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения организациями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, их руководителями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, земельного законодательства;
-выявлять и предупреждать правонарушения в сфере земельных отношений;
-проводить мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений земельного законодательства;
-проводить мероприятия на обеспечение защиты интересов Марксовского муниципального района в области использования земель.
На территории Марксовского муниципального района муниципальный земельный контроль осуществляется специалистами отдела по земельным отношениям управления земельно-имущественных отношений администрации Марксовского муниципального района в формах плановых и внеплановых проверок.
Наиболее распространенными нарушениями на территории Марксовского муниципального района являются следующие нарушения:
- статья 7.1 КоАП (самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющих предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 05 тысяч до 10 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей).
Под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного уполномоченного лица), выраженной в установленном порядке. Самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по размещению на нем строений, огораживания, принятии иных мер по воспрепятствованию доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.
- статья 8.8 КоАП (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей).
Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 03 тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тысяч рублей.
Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 400 тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей; на должностных лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; на юридических лиц - от 400 тысяч до 700 тысяч рублей.
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей; на должностных лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 тысяч до 400 тысяч рублей).
Правонарушение выражается в совершении действий по использованию земельных участков, не в соответствии с их целевым назначением или разрешенным использованием либо бездействии, выразившемся в неиспользовании земельного участка в течение определенного законом срока.
Наложение административного взыскания за нарушение земельного законодательства не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений. Эти нормы отражают принцип и требование реального исполнения закона, обязанность любого гражданина, должностного или юридического лица, совершившего правонарушение и привлеченного к административной ответственности, устранить допущенное нарушение.Управлением земельно-имущественных отношений за 1 полугодие 2015 года проинвентаризировано 6 улиц - 309 домов, 309 земельных участков, с целью выявления неоформленных земельных участков.
В результате проведенной работы выявлено 26 неоформленных домов и 133 земельных участка(43%). Владельцы данных земельных участков включены в планы проверок по муниципальному земельному контролю.
За 1 полугодие 2015 года было проведено 38 плановых и 2 внеплановых проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, выявлено 14 нарушений земельного законодательства (ст. 7.1, 8.8).
Все материалы по выявленным в ходе проверок нарушениям земельного законодательства были направлены в Марксовский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области для рассмотрения и принятия решения. Виновные в нарушении земельного законодательства лица были привлечены к административной ответственности с наложением наказания в виде административного штрафа.
В бюджет Марксовского муниципального района по состоянию на 01.07.2015 года поступило штрафов на сумму 20 000 рублей, что в 2 раза превышает плановый показатель на 2015 год.
Привлеченные к административной ответственности лица, обязаны оформить земельные участки, в результате чего бюджет Марксовского муниципального района получит доход в виде земельного налога или арендной платы.
В ходе мониторинга выявленных нарушений в 2014 году, выяснилось, что 73% физических лиц, привлеченных к административной ответственности, в указанный в предписании срок оформили свои права на земельные участки.
Лица, не исполнившие предписания, будут привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.