Согласно статье 212 ТК РФ и части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ: обязанность по проведению и финансированию специальной оценки условий труда лежит на работодателях. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения компании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
Специальная оценка условий труда позволяет обеспечить безопасность условий труда, снизить риски возникновения травм и развития профессиональных заболеваний.
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, результаты аттестации, которая проводилась до 1 января 2014 года, были действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Максимальный срок – до 31 декабря 2018 года (п. п. 4 и 6 ст. 27 Закона о спецоценке).
Если поэтапная спецоценка рабочих мест была не закончена или вовсе не проведена до конца 2018 года,то работодотелям грозят штрафы за нарушение требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Кроме того, грозят административные санкции за нарушения в процедуре спецоценки.
Поэтому рекомендуется в ближайшее время завершить или провести специальную оценку условий труда.
» Раздел: «Трудовые отношения»